Буддист принимает позу лотоса и отправляется в психический космос. Он ощущает, как покидает границы тела, его "я" растворяется в бытии и сливается с Единым, у которого нет границ, формы и названия. В это время у него блокируется участок задней верхней теменной коры, отвечающий за ощущение границ собственного тела...
Именно благодаря непрестанной работе этой зоны мозга мы всегда твёрдо отличаем самих себя от внешнего мира (что, в частности, позволяет нам двигаться, не врезаясь в препятствия). Всегда, но только не в минуты глубокой пассивной медитации. Переживания, которые на Древнем Востоке считались мистическими, имеют чёткий нейрофизиологический механизм.
Это выяснилось благодаря молодой науке нейротеологии. На её счету много удивительных открытий, подробнее о которых можно узнать из замечательной книги Эндрю Ньюберга (Andrew Newberg), Юджина Д'Аквили (Eugene d'Aquili) и Винса Рауза (Vince Rause) "Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта".
Впрочем, медитация давно вышла за рамки восточных религий и превратилась в инструмент психотерапевтов и развлечение скучающих менеджеров. Тем не менее воздействие этой практики на мозг во многом ещё не изучено. Ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях решила Таня Зингер (Tania Singer) и её коллеги из Института когнитивных наук и наук о мозге человека Макса Планка.
Давно известно, что запоминание и обучение связаны с формированием новых межнейронных связей. Всё равно, идёт ли речь об изучении иностранного языка или об уроке танцев. Если читатель запомнил что-нибудь из этого текста, значит, его мозг анатомически изменился. Редакция приносит свои извинения.
Но до сих пор не было ясности, образуются ли такие связи во время медитации. И если образуются, то в каких зонах? Зависит ли это от вида медитативных упражнений? Иными словами, "постижение истины" в этой духовной практике — это обучение в нейробиологическом смысле или только иллюзия такового?
Команда исследователей во главе с Зингер отобрала для своего исследования более трёхсот добровольцев в возрасте от 20 до 55 лет, никогда прежде не занимавшихся медитацией. Им предстояло пройти три курса занятий, которые условно можно назвать "Присутствие", "Чувства" и "Взгляд со стороны". Каждый из этих циклов длился три месяца и включал по 30 минут медитации в день шесть дней в неделю. Друг от друга они отличались тем, какие виды медитативных упражнений предлагались участникам.